Родительский всеобуч

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем России является преодоление социального сиротства. В нашей стране данная проблема решается путем реализации важного направления социальной политики — создания и законодательного закрепления системы зашиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, и устройство их в замещающие семьи.

Принятие ребенка в семью из детского дома – важный шаг в «жизни» семьи. Для того, чтобы стать успешным и эффективным родителем необходимо научиться подбирать правильные «ключики» к ребенку и иметь самообладание, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, основами которых являются личностные ресурсы и потенциал каждого родителя. Первый этап- адаптации ребенка к новым условиям проживания в приемной семье является самым сложным как для родителей, так и для детей. Возникает немало трудностей, отсутствие знаний по их преодолению может привести к применению родителями негативных форм воздействия на ребенка, непринятию детей такими, какие они есть, что впоследствии может привести к отказу от детей. В этот период члены семьи особенно остро нуждаются в психолого-педагогической помощи и сопровождении, что обеспечивает успешный и безболезненный процесс адаптации приемного ребенка в новой семье. В рамках мероприятий по повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей «Родительский всеобуч» ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» на базе ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района»  организовал обучение  опекунов (попечителей), приемных родителей, проживаю-щих на территории района.

По программе «Успешный родитель» с 20 по 22 ноября прошли обучение 15 человек, получивших до 2015 года включительно свидетельство о прохождении подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью в установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Основными задачами программы являются повышение компетентности замещающих родителей в вопросах развития и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, оптимизация детско-родительских отношений и обеспечение сотрудничества замещающих родителей со специалистами служб сопровождения. Занятия проходили в форме лекций, деловых игр, мозговых штурмов, тренинговых упражнений, психологических игр-путешествий. Участникам  семинара были розданы буклеты «Конфликты в приемной семье между родителями и детьми», «Светофор взаимодействия с детьми» и др. Замещающие родители в обучающем процессе проявили активность, высказали положительные отзывы и желание находится с психологами центра в постоянном контакте.

С 26 по 30 ноября к обучению приступили 34 замещающих родителя по программе «Семейный очаг». Это люди, которые не проходили Школу приемных родителей, но являются детям близкими родственниками или имеют большой опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа разработана с учетом достижений в области гуманистической психологии, отечественной психологии, системного подхода семейной психотерапии. Цель программы: сохранение целостности замещающей семьи. Было пройдено 12 тем. На занятиях материал  излагался в доступной форме, для закрепления полученной информации в ходе тренинга родителям предлагались упражнения, в конце проводилось обсуждение и давались домашние задания. В результате освоения программы замещающие родители ознакомились с особенностями развития ребенка, научились ориентироваться в выборе методов и приемов помощи и поддержки ребенку, понимать связи между потребностями ребенка и возможностями своей семьи, овладели способами конструктивного взаимодействия с ребенком,  учитывая его психологические особенности, а также навыками саморегуляции.

В ходе занятий более опытные замещающие родители имели возможность поделиться методами воспитания своих подопечных. Было отмечено, что очень важно быть примером для них не только в словах, но и в делах. Поэтому взрослым необходимо следить за тем, какой образ жизни ведут члены их семьи, какой эмоциональный фон в семье преобладает. Может оказаться так, что родители ведут здоровый образ жизни, в квартире идеальный порядок, материальный достаток, но веет холодом, ребенок чувствует себя неуютно, считает себя лишним. Что преобладает в семейных отношениях — оптимизм или пессимизм, недоброжелательность или радушие, часто ли в семье слышится смех. В воспитании нет мелочей, каждый поступок важен и имеет свои последствия. Детская психика очень ранима и уязвима. Именно в детстве возникают самые яркие и незабываемые впечатления. Если ребенок знает, что он неродной, то общаться с ним нужно очень деликатно, т.к. то, что прощается родному человеку, не прощают чужому.

На занятиях царила дружелюбная обстановка, участники охотно делились успехами и достижениями своих детей, активно участвовали в игровых процессах, с удовольствием играли детские роли, задавали вопросы.

В заключении замещающие родители поблагодарили организаторов  за познавательную информацию, за психологические советы и помощь, они также пришли к единому мнению, что дети будут счастливы, если счастливы их родители, поэтому важно создать в семье условия психологического комфорта не только для приёмного ребёнка, но для себя лично.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *